Безопасность

Безопасность


Нормативно-правовая база   

  1. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»
  2. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»
  3. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  4. Указ Президента РФ от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественныхинициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»

Информационная безопасность несовершеннолетних

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Информационное пространство мы разделили на три составляющие:

  1. Пространство сети интернет– так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
  2. Средства массовой информации– передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудиосказки и т.п.
  3. Книжная продукция– газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.

Пространство сети интернет

  1. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
  2. Договоритесь с ребенком о том, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время — чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
  3. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений.
  4. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо ввести имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье — делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии сообщать адрес.
  5. Беседуйте с детьми об их вертуальных друзьях и о том, чем они занимаются, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни, если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить взрослым.
  6. Расскажите о мошенничествах в сети — розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из интернета.
  7. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения и письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен об этом сообщить взрослым.

В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ею пользоваться. На первых порах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры, просматривать мультимедийные энциклопедии. Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые. Ознакомьте Ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет Вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед.

Средства массовой информации

Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у
телевизора.

  1. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.
  2. Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
  3. Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть, поскольку он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.

Книжная продукция

Критерии безопасности детской книг:

  1. Санитарно-гигиеническая безопасность(они касаются размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея.)
  2. Морально-этическая безопасность(Книги (и это касается как детских, так и взрослых изданий) должны как минимум соответствовать действующему законодательству. Это значит, что в них не может быть призывов к экстремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональной и межрелигиозной розни.)
  3. Педагогическая безопасность(То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажетсячитателю непреложной истиной и влияет на формирование его картины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными).
  4. Художественная безопасность (Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу.)

Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один — очень даже условный и субъективный.

Безопасный интернет

Дети в наше время ориентируются в информационных технологиях порой лучше, чем их родители. Немало родителей с Интернетом, бывает, знакомы лишь понаслышке.
Дети же, как правило, непринужденно «гуляют» по виртуальным просторам, знакомятся с людьми и посещают сайты различного содержания.

Мы хотим обратить Ваше внимание на то, что Интернет для ребенка — это не только полезный инструмент и кладезь знаний, но и угроза получить психологическую травму просматривая ненадлежащий контент, а также риск оказаться жертвой злоумышленников. Итак, мы говорим о понятии Родительский контроль сети Интернет.

Родительский контроль не должен быть в форме диктатуры. Гораздо правильней организовать родительский контроль, построенный на доверии между родителем и ребенком. Когда ребенок не стремится утаивать от родителей круг тем, которые он обсуждает в Интернете и новых Интернет-знакомств с людьми. Прежде всего мы предлагаем Вам несколько простых правил, которые необходимо знать для того, чтобы оказывать поддержку и помощь своим детям, путешествующим по просторам Интернета: Будьте в курсе того, чем занимаются Ваши дети в Интернете. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также с осторожностью размещать фотографии свои и своей семьи. Ведь эти данные будут доступны любому человеку, зашедшему в Интернет. Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных Вам людей.

Такие файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «негативным» содержанием. Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и не быть теми, за кого себя выдают.

Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без сопровождения взрослых. Всегда общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете. Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то оскорбляет, угрожает или они получили/натолкнулись на «негативный» контент в Интернете. Так же расскажите к кому в подобных случаях они могут обратиться. Как бы банально это не звучало, но все решает воспитание. Ребенку важно продемонстрировать Интернет с хорошей стороны, заинтересовать полезными сайтами. Объяснить, что можно делать, а чего делать не следует. Доверие и дружеские отношения между родителями и ребенком помогут оградить его от негативного контента и возможной опасности.

Поговорим еще об одной составляющей для организации Родительского контроля технические средства.

Технические средства родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничения доступа к Интернет сайтам. Такие ограничения призваны обеспечить безопасность ребенка, оградить от того, что возможно ему еще рано знать или видеть. Самое простое техническое решение — это с помощью специальной программы создать фильтр для интернет-сайтов. В итоге ребенок получает возможность заходить только на разрешенные родителями сайты.

Вопросы организации родительского контроля за доступом к сети «Интернет»
Мультфильм Почемучка “Безопасность в Интернете”
Мультфильм Почемучка “Как вести себя в социальных сетях”
Социальный ролик “Безопасный Интернет детям”
Видеоролик “Дикий мир Интернета

Сведения о лучших интернет ресурсах для детей и родителей:

  1. Рекомендации для родителей по защите детей от негативной информации в сети Интернет /left/informaciya_obraz/kontent_filtr/
  2. Лига безопасного Интернета (раздел «Родителям и педагогам»,полезные материалы) —http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/
  3. Дети России Онлайн – http://www.detionline.com/
  4. Образовательно-выставочный проект ОАО «Мобильный ТелеСистемы» (МТС) «Дети в Интернете» –http://detionline.com/mts/about,Советы и рекомендации родителям (брошюра) –http://detionline.com/assets/files/mts/booklet.pdf
  5. Рекомендации компании Microsoft –http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/childsafety-internet.aspx
  6. Рекомендации Лаборатории Касперского –http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/internet-safety/kids-online-safety
  7. Каталог детских ресурсов. Интернет для детей —http://www.kinder.ru
  8. Детская энциклопедия онлайн, которая содержит в себе огромное количество материала по детской тематике. Это тысячи ответов на детские вопросы для школьников и малышей —http://potomy.ru
  9. Сайт для всей семьи —http://doshkolnik.ru
  10. Вопросы, проблемы и радости в воспитании, образовании и развитии ребенка —http://doshkolnik.info
  11. Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов —http://www.solnet.ee/about.html
  12. Сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов —http://detsad-kitty.ru

Детские безопасные сайты:

  1. «Портал Солнышко» — развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.
  2. «Смешарики» — игры, музыка, мультфильмы
  3. «1001 сказка» — тексты сказок, аудио сказки, песни, мультфильмы и многое другое
  4. Журнал «МУРЗИЛКА» — сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией
  5. Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.
  6. «Ладушки.ру» — сайт для малышей и малышек. Мультфильмы, азбука, счет, рисунки